Пятница, 03.05.2024, 09:25
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Меню сайта
Календарь
«  Май 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Блог

Главная » 2012 » Май » 8 » Саматова Ландыш Габдулфартовна, учитель истории и обществознания МОУ Бершетская СОШ Пермского района Формирование толерантности в услов
18:31
Саматова Ландыш Габдулфартовна, учитель истории и обществознания МОУ Бершетская СОШ Пермского района Формирование толерантности в услов

Саматова Ландыш Габдулфартовна,

учитель истории и обществознания

МОУ Бершетская СОШ Пермского района

Формирование толерантности в условиях поликультурной среды через курсы историко-обществоведческих дисциплин

В последнее время часто используется понятие толерантность — в политике, в культуре, в образовании, даже в быту. Впрочем, и раньше мы нередко говорили о терпимости и, при всех различиях в толковании слова, в целом понимали его смысл.

Вполне понятно, что именно сейчас стала особенно актуальной проблема терпимого отношения к людям иной национальной и конфессиональной принадлежности. Постоянные межэтнические, межконфессиональные конфликты, в том числе и грозящие перерасти в глобальные, требуют формирования новой культуры отношений, построенных на уважении, принятии чужой культуры, образа жизни, менталитета. От того, насколько толерантны между собой народы, проживающие в селах, городах, государствах во многом зависит мир и спокойствие на нашей  земле. Толерантность выступает непременным условием и показателем культуры цивилизованных межнациональных отношений.

 

Здесь лучезарны вечера

Такой закат и теплый вечер

И я любуюсь им, смотря

На горизонт, который светел

Деревья, травы, все прекрасно

Цветы, луга и тополя

И много чувствую я счастья

Горжусь тобой, в тебе живя.

 

Эти стихи написали ученики нашей школы, в них отражается и любовь к своему селу и многонациональный состав населения Бершетского поселения.      

В рамках Всероссийской переписи населения в 2010-2011 учебном году с 8б классом был  реализован проект «Школьная перепись-2010». В результате работы было выяснено, что национальный состав села достаточно пестрый. Учащимися был сделан вывод: школа – многонациональное ученическое сообщество.

На основании представленных учащимися выводов мною была организована работа по исследованию межнациональных отношений в школьном сообществе. Изучая темы: «Нации и народности», «Межнациональные отношения» на уроках обществознания, факультативах учащимся были предложены задания: выяснить, дети каких национальностей обучаются в нашей школе; определить самый многонациональный класс, узнать, готовы ли они изучать  историю и культуру других народов. Собранный материал был проанализирован, сделаны выводы и обобщения, с которыми ребята выступили перед одноклассниками на уроках обществознания.

Результаты проведенного социологического опроса представлены в  таблице (Приложение 1).По данным исследования, большинство респондентов встречалось с ситуациями, где оскорбляли, унижали представителей других национальностей. Оказалось, что треть опрошенных спокойно относятся к смешанным бракам. Значит, в них заложено чувство толерантности,  они могут принять другую культуру. Они готовы  изучать историю, обычаи, традиции народов, живущих по соседству. Около 87% опрошенных гордятся историей своего народа.

На основании полученных данных был сделан вывод: необходимо совершенствовать умения и навыки эффективного взаимодействия учащихся с представителями различных национальностей; воспитывать учащихся в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.

При опросе возникли и трудности: некоторые дети, в основном учащиеся начальной школы, не знали и не понимали, что такое национальность. Корреспондентам - ученикам 9 класса пришлось объяснить им, что у каждого человека есть национальность, к которой он принадлежит, традиции и обычаи, историю которого он должен знать и изучать. Поэтому результаты 1-2 классов не были обработаны, так как не могли быть объективными (По данным «Школьной переписи» среди них есть и казахи, немцы).

На формирование толерантной личности школьника оказывают значительное влияние и курсы историко-обществоведческих дисциплин. Так, при изучении темы «Этнические общности» в 8, 11 классах на уроках обществознания ребятам предлагается выступить с мини-презентацией «Традиции и обычаи моего народа». Каждая группа, представляющая ту или иную этническую общность, за 7-10 минут старается дать самую интересную информацию. Очень важно, чтобы учащиеся выступали без стеснения, с чувством национальной гордости, а их одноклассники достаточно внимательно слушали, задавали много вопросов.

Таким образом, происходит своеобразный межкультурный диалог на ученическом уровне, способствующий взаимопроникновению культур, развитию коммуникативной открытости.

В 2010-2011 учебном году в рамках работы над данной темой мною была разработана программа для профильного отряда «История и культура татарского народа» (Приложение 2) для пришкольного лагеря дневного пребывания. Учащиеся имели возможность не только изучить традиции и обычаи татарского народа, но и  познакомить с ними  других ребят. Дети общались в лагере на родном языке, обогатили словарный запас. Опросив своих дедушек и бабушек, родителей собрали коллекцию татарских традиционных рецептов, которая превратилась в красочную книгу рецептов национальных блюд. Также имели возможность научиться вышиванию бисером тюбетейки. Был проведен праздник Сабантуй (праздник Плуга), где все ребята смогли отведать татарские блюда, узнать историю праздника и поиграть в национальные игры. Мероприятие прошло очень интересно и познавательно. Каждый ребенок получил маленький подарок и  хорошее настроение. Надеюсь, что мероприятие в дальнейшем станет традиционным.

Изучению этого вопроса уделяется огромное внимание и во внеурочное время. Например, в 2010-2011 учебном году ученица 10 класса Рахмангулова Эльза провела исследовательскую работу «История Пермских татар», где описала традиции, обычаи,  выявила причины миграции татарского народа в Пермском крае. Выступала на конкурсах различного уровня.

Выполняя поставленные цели и задачи, был проведен  интересный классный час о межличностной толерантности. Учащиеся говорили о чертах личности толерантной и интолерантной, а затем сделали вывод: «Современный человек должен выбирать для себя толерантный путь и тогда в мире будет больше добра, уважения, взаимопонимания». В заключение классного часа учащиеся на листочках бумаги в форме листа кленового дерева написали, что надо сделать, чтобы школа стала «Пространством толерантности». Листочки приклеили на символический рисунок дерева без листьев. Так было создано «Дерево толерантности».

Поведение учителя является для учащихся образцом. Уверена, что толерантная культура учителя есть условие формирования толерантности школьников. Потому практически на каждом уроке истории, обществознания создавались  эпизоды толерантности: несколько минут интересной информации о культуре, о быте, об известных людях — представителях той или иной национальности. Несколько минут поэзии: восточной, русской, татарской, западной — и всё это частички, создающие эмоциональную отзывчивость и открытость восприятия другой культуры. Успешность формирования толерантной личности школьника во многом определяется толерантной культурой учителя. В своей педагогической деятельности  я исхожу из следующих принципов:

- принимать ребенка таким, каков он есть;

-каждый школьник — самобытен;

-верить в способности ребенка, стимулировать его творческую активность;

-уважать личность ученика, создавать ситуацию успеха для каждого ребенка;

- не унижать достоинства ребенка; не сравнивать никого ни с кем, сравнивать только результаты действий;

- каждый имеет право на ошибку;

-каждый имеет право на свое мнение, никто не имеет права смеяться над суждениями окружающих.

Реализация этих принципов позволяет создать  атмосферу доверия, открытости, психологической комфортности.

Зная, что я  владею русским, татарским, арабским языками, мои ученики часто  просят меня перевести какие-то фразы, рассказать о традициях и особенностях обычаев  этих народов. А татаро-язычные  дети любят, когда я говорю с ними на их родном языке.

В рамках факультатива по праву я провела тренинг «Голубоглазые и кареглазые» (см.: Ролевые игры в преподавании прав человека: Сборник методических материалов. М., 1995, Никитин). Вот как отзывается ученица 9 класса о нем: «После тренинга нам захотелось быть лучше: уважать другого, проявлять великодушие, быть снисходительными, мягкими, терпимыми. Жизнь представляет различные сложные ситуации, из которых нужно выходить достойно, не позволять манипулировать собой, необходимо придерживаться собственных мнений и выборов. Из этого тренинга мы извлекли большой урок и ошибки, которые были совершены, мы постараемся больше не повторять»

В дальнейшем, продолжая работу по данной теме, с 9б классом планируем реализовать проект, посвященный 200-летию Бородинского сражения и победе над войском Наполеона Бонапарта. Основная цель - показать, что благодаря совместным усилиям российский многонациональный народ смог победить «непобедимую армаду» Наполеона. И насколько сильно связаны  все народы, проживающие на территории Российской Федерации.

Для учащихся планируется в 2011-2012 учебном году провести молодежную конференцию «Нам вместе жить».

И очень отрадно, что многие ученики при анкетировании на вопрос о национальности ответили: «россиянин». Это говорит о том, что они не   чувствуют себя ущемленными, не чувствуют доминирования какой-то одной культуры, а считает себя частичкой одной дружной необъятной страны. И для него все люди, живущие в России - одна дружная семья, навеки связанная историческими узами.        

 

Роса состоит из росинок,

Из капелек пара - туман,

Песок - из мельчайших песчинок,

Россия – из россиян.

Давно мы по духу едины

 И связаны общей судьбой.

И знамя единства водило

Всех нас, и на труд, и на бой.

Мы вместе: волжане, уральцы,

Поморы и степняки,

Похожи на крепкие пальцы

Большой работящей руки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                  

Просмотров: 1538 | Добавил: История | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 7
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0