Открытый урок «Социальное положение крестьян в первой половине 19 века»
Саматова Ландыш Габдулфартовна, учитель истории и обществознания 1 квалификационной категории
МБОУ «Многопрофильный лицей имени А.М. Булатова п.г.т Кукмор»
Цели урока:
1)Подвести учащихся к пониманию того, что именно феодально –крепостническая система долгое время не способствовала развитию страны и переходу ее от феодальных порядков к индустриально – развитому обществу.
2) Проследить и сделать вывод о том, каким образом могли быть освобождены крестьяне по Указам первой половины 19 века. как эти изменения повлияли на дальнейшую судьбу страны.
Развивающая цель: развивать умения работы с текстом, документом, анализировать, выделять главное, сравнивать.
Воспитательная цель: содействовать формированию ответственности, исполнительности
Личностные результаты
1) Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
2) Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию, на основе мотивации к обучению и познанию
3) Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики
4) Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
5) Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.
6) Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
7) Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные: Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
4) Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.
5) Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные: Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы.
7) Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Коммуникативные: 8) Смысловое чтение.
9) Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Тип урока – комбинированный.
Методические приемы - создание проблемной ситуации, работа с историческим источником, приемы технологии развития критического мышления (сравнительная таблица), творческое задание (предложение законов)
Образовательные технологии: элементы технологии развития критического мышления.
Основные понятия: крестьяне, государственные крестьяне, помещичьи крестьяне, удельные крестьяне, оброчные крестьяне, барщинные крестьяне
Оборудование: Учебник: История России. 8 класс. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, Просвещение. 2014 год, историческая карта, раздаточный материал (документы «Указ о вольных хлебопашцах» 1803 года, «Указ об обязанных крестьянах» 1842 года), сравнительная таблица, текст «Судьба русского села» Николай Леонова, проектор, экран, предметы быта крестьян 19 века
План урока:
Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
время
|
1.Организационный момент
2.Актуализация
Мотивация учащихся. Определение темы и целей урока.
|
В этот Волшебный чемоданчик мы с Вами положим необходимые знания и умения, которые пригодятся нам в будущем.
Мы с Вами изучили историю России в 19 веке. Выяснили, что в начале 19 века в России проживало около 40 млн. человек, к середине века уже проживало около 50 человек, за счет присоединения новых территорий в результате Кавказской войны, удачного присоединения части Азии и т.д. Население делилось на следующие категории или сословия: привилегированные- дворяне, купцы 1-2 гильдии, непривилегированные- купцы 3 гильдии, мещане, крестьяне. Особая категория- казаки, военно- земледельческое население, которое не платила налоги, была свободной, но в случае войны должна явиться на своем коне и в полном обмундировании. В Англии уже завершался промышленный переворот, а в России он даже не начался. Не очень утешительными были итоги Крымской войны, авторитет России был подорван и все это говорило о том, что стране нужны радикальные реформы. В России было 583 города. Крестьянство составляло примерно 30 млн. человек, из них половина государственных. Большая часть крепостных проживала в Центральной части России, в Черноземье. Россия оставалась аграрной. В Черноземных районах помещики постоянно увеличивали барщину, в Нечерноземных районах увеличивали оброк. В Сибири крепостных было мало. А в Архангельске их не было совсем.
Значит, о чем или о ком мы будем сегодня говорить?
А кто такие крестьяне?
На какие категории делилось крестьянство?
Крестьяне
Помещичьи:
Барщинные
оброчные
|
Удельные
(в собственности царской фамилии)
|
Государственные
(свободные, принадлежали казне)
|
Как обстояли дела в Пермской губернии?
|
Ответы обучающихся
Вместе на доске и в тетрадях чертим схему.
Об этом сообщает ученик, подготовивший заранее материал
|
|
3.Получение новых знаний
|
Работа по группам (класс делится на 4 группы)
Каждая группа получает пакет с документами:
1.Указ о вольных хлебопашцах 1803 года
2.Указ об обязанных крестьянах 1842 года
3.Сравнительную таблицу
4.Текст «Судьба русских деревень» Н. Леонова
|
1.Обучающиеся получают пакет с документами
2.Изучив документ «Указ о вольных хлебопашцах», заполняют таблицу
|
|
4.Контроль знаний и умений
|
Защита сравнительных таблиц
|
Каждая группа зачитывает ответы, проверяет, сверяет, дополняет
|
|
5. Закрепление
|
Работа с текстом.
Творческое задание по тексту Н. Леонова из журнала «Русский мир»
|
1.Обучающиеся читают текст и предлагают свои реформы для улучшения жизни деревень в России
2.Зачитывают, обсуждаем.
|
|
6. Рефлексия
|
Лист самооценки
|
Обучающиеся заполняют лист самооценки
|
|
7. Домашнее задание
|
Пар. 18.
Подготовить презентации или устные сообщения:
1 группа- «Жилище крестьян»
2 группа- «Одежда крестьян»
3 группа- «Питание»
4 группа- «Семья и семейные обряды»
|
Обучающиеся записывают домашнее задание в тетрадь или в дневник
|
|
|