Давайте детям больше и больше
созерцания
общего поколения человеческого, мирового,
но преимущественно, старайтесь знакомить их с
этим и через родные и национальные явления.
В.Г. Белинский
Современные подходы к школьному
образованию и новые стандарты второго поколения
требуют создания условий для приобщения к национальным ценностям, к
истории родного края, ориентации его на диалог культур этнических групп.
Духовно – нравственное
воспитание детей является приоритетным направлением деятельности нашего учреждения. Мир стал агрессивен по отношению
к ребенку, а индустрия детства, начиная с игрушек и заканчивая глобальными
коммерческими издательскими,
телевизионными и музыкальными проектами, оказывала разрушительное влияние
на психику малышей, их нравственность и духовный мир. Куда-то исчезли наши
старые добрые игрушки, книги, мультфильмы, литературные и мультипликационные
герои, на которых выросло не одно поколение. Им на смену пришли: Супермен
и Бэтмэн, Скрудж Макдак и покемоны,
монстры и завоеватели вселенной, Барби и
телепузики. Массовая культура Запада и Востока наступает по всем направлениям,
навязывает детям чужие ценности: культ силы, денег, индивидуализм. Дети стали
своенравны, агрессивны, неуправляемы, не желают никого слушать и никому
уступать.
Мы не можем оставаться наблюдателями, необходимо принимать меры, укоренять детей в
национальной культуре, прививать им наши нравственные ценности.
Ведь школа- это еще и то место,
где воспитывается душа ребенка. У нас же в последние годы наметился серьезный
крен в сторону обучения. Вместо того чтобы воспитывать душу ребенка стремятся
напичкать разного рода знаниями – у него и английский, и французский, и теннис,
и бальные танцы, что только родители не придумают, а ребенок – нравственный
дикарь, бездушный потребитель. Дети мечтают стать президентом, фотомоделью,
бизнесменом и, главное, чтобы у него было много денег.
В программу кружка «Шурале»
входят занятия, обеспечивающие становления опыта жизнедеятельности ребенка через освоение средств народной мудрости. Тематика
занятий кружка «Шурале», которые я веду, предусматривает наличие фольклорного
материала этнической и культурной среды Пермских татар. Я убеждена, что в
содержание образования обязательно должен быть отражен региональный компонент,
включающий историю, культуру, традиции, искусство народа. Данный цикл занятий
помогает выработать модель татарина и татарки, в которых усвоены те качества,
которыми они должны обладать. У мальчиков – смелость, мужество, защитник
Родины; у девочек – женственность, покорность, терпение, целомудрие, стремление
к чистоте и порядку в доме.
Я стремлюсь воспитывать в детях
национальное самосознание через знакомство с татарской культурой, приобщаю к фольклору, знакомлю их с народными
игрушками, промыслами, праздниками, творениями национальных писателей,
значимыми событиями в истории страны.
Проблема раннего формирования у
детей ценностных отношений в сфере национальных интересов может практически
решаться лишь в воспитательном процессе, в центре которого стоит встречное
движение исторически соседствующих национальных культур; предусматривающее
взаимный интерес, взаимное изучение, деятельностное общение. Важнейшей, а может
быть, главной составной частью раннего гражданского воспитания должно стать
поликультурное воспитание, встречное движение культур, проживание ребенком
прелестей национальных танцев, игр и песен, проигрывание сказочных сюжетов,
знакомство детей с обычаями и традициями, культурой народа.
Сейчас, когда общество повисло
над пропастью безнравственности, мы с уверенностью, и одновременно с
сожалением, утверждаем, что сегодня более 50% семей не могут ни физически, ни
интеллектуально формировать полноценную личность. Физически не способна,
потому, что идет массовая алкоголизация. Пивной бум охватил все возраста.
64 % женщин употребляют
алкоголь, причем половина научились пить в семье, 54% курят (женщин), на 1000
браков – 800 разводов.20% в России вообще не читают, 20% что попало, 1% сказки.
Причем национальность эти цифры
не имеют. После этих цифр, кто может утверждать, что современная семья способна
без нас, педагогов, формировать полноценную личность, формировать в ней
нравственные качества.
В этой связи огромную
ответственность берет на себя педагог, выполняющий сложную роль воспитания
личности ребенка, наполнения ее нравственностью и духовностью. Осуществляя
непрерывное взаимодействие с личностными свойствами "другого” маленького
субъекта нравственного воспитания, источник влияния – учитель, – должен быть
духовным наставником, направляющим, организующим жизнь своих воспитанников во
времени и пространстве соответственно высоким нравственным позициям.
Как бы не была сложна
сегодняшняя жизнь, сохранение нравственной устойчивости, наряду с присутствием
ежеминутной ответственности за судьбу своих воспитанников, являются
необходимыми компонентами деятельности каждого педагога. Безусловно, эти
требования стали на данный момент необходимыми условиями выживания общества,
сохранения его нравственного здоровья и касаются еще большей мере родителей,
которые несут полную ответственность за своих детей. Семья выполняет важную
социокультурную функцию, и в этой система образования должна обеспечить
родителям помощь в воспитании, развитии культурного и образовательного уровня
членов семьи.
Развитие и обогащение духовно-нравственного мира детей выступает
важнейшей составляющий воспитательно-образовательного процесса .Мы обязаны не
на минуту не упускать из виду тот урок,
который ХХ столетие дало нашему обществу. Мы на горьком опыте убедились, что
без духовно-нравственной составляющей образования, разрушаются нравственные
устои государства. Без духовности, становятся бесполезными самые глубокие
научные знания, самые новейшие техноло
|